Основания для создания  диссертационного Совета по педагогическим наукам (Д_212.216.02)

1. Человечество создало и научилось использовать не только себе во благо, но часто и во вред колоссальные производительные силы, достижения в области науки и техники.  Эти достижения обеспечили реальные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей   очень многих  жителей Земли.

В результате изменился и масштаб человеческой деятельности – она стала охватывать пространство, соизмеримое с размерами не только Земли, но и Космоса. Количественные характеристики масштабов человеческой деятельности к 80-м годам  ХХ века привели к очень серьёзной  качественной деградации качества окружающей природной среды, поставившей под сомнение дальнейшее существование популяции homo sapiens.

Поэтому в конце ХХ в 1992 году в «Повестке дня на ХХI век» в Рио-де-Жанейро и в начале ХХI века в августе-сентябре 2002 года на  саммите Земли в Йоханнесбурге (РИО +10) возник императив выживаемости, диктующий необходимость перехода к новой общечеловеческой планетарной стратегии («susteinable development» - стратегии устойчивого развития), которая в качестве приоритетных задач требует воспитания  нового качества человека (ноосферного), нового сознания (экологоцентрического), нового качества образования (интегративного).

Вследствие этого сложившиеся технократические реалии образовательного процесса, сильнейшая дифференциация знания, явно перевесившая интегративную тенденцию, подмена воспитательного процесса обучением и т.д. вынуждают пересмотреть его методологические  основы. Последние в основном неразрывно связаны с интегративными процессами, бурно прогрессирующими к началу XXI века.

Речь идёт о  ликвидации последствий  глобального разделения наук на науки о неживом (условно-физику) и  живом (условно-биологию), как показал анализ Н.Н. Моисеева, произошло  в 1859 году после фундаментальных исследований, представленных человечеству  Рудольфом Клазиусом  и Чарльзом Дарвиным. Глобальное разделение наук затем системой образования было ретранслировано в сознание населения всего земного шара и  явилось причиной  последующей тотальной дифференциации наук, разрушения  в сознании человека  единства  его и природы, гносеологической  первопричиной  наступившего  ныне глобального экологического кризиса.

Данное противоречие между науками о живом и науками о неживом впоследствии было разрешено после трудов В.И. Вернадского, П.И. Пригожина и др. Однако до сих пор оно не стало достоянием системы образования,  первоочерёдной  научной эколого-педагогической  задачей которой  при выходе из глобального экологического кризиса  теперь является восстановление единства наук, изменение качества сознания людей. 

Поэтому специальность 13.00.02 -  по теории и методикам обучения и воспитания экологии,  физике (в общеобразовательной и высшей школах) и планируется создать в  диссертационном совете специально для  решения   вышесформулированной и  сопутствующих  педагогических проблем на основе фундаментальных стратегических научно-педагогических  исследований, проведённых учёными СамГПУ.

Переход к системе образования, построенной на основе вышеперечисленных оснований, требует времени и значительных усилий. Трудности такого перехода связаны с отсутствием или незначительным количеством специалистов, ученых и преподавателей, готовых выйти за рамки привычных, устоявшихся взглядов на специальность, свою науку. То есть вопрос об исполнителях реализации системы интегрированного обучения в описанном выше аспекте является принципиальным.

Исследования, проведённые в Самарском педагогическом университете, показали, что современная традиционная подготовка преподавателей инженерных, медицинских, экономических, юридических и др. вузов страны  не отвечает требованиям интеграции обучения.

Такой уровень преподавания чрезвычайно сложен и обычно достигается при «спонтанном» принципе подготовки преподавателей, господствующем ныне, обычно через 20-25 лет их работы над собой. Следовательно, надо менять существующие стереотипные подходы в обучении учителей и преподавателей вузов в педагогических и классических университетах. Глубокая контекстная специализация в конкретных науках, свободное ориентирование в общекультурных (инвариантных по отношению к различным специальностям) областях знания, серьёзная психолого-педагогическая подготовка, владение методологическим аппаратом и коммуникативной техникой, высокий креативный и нравственный потенциал – вот минимум качественных критериев, который нам видится достаточным для отбора и подготовки преподавателей вузов и учителей.

Поэтому специальность 13.00.08 – по теории и методике профессионального образования  и планируется создать в  диссертационном совете специально для  решения вышесформулированной и  сопутствующих  педагогических проблем на основе стратегических фундаментальных  научно-педагогических  исследований, проведённых учёными СамГПУ.

С целью начинания интегративного решения вышеописанных научных проблем в одном диссертационном совете специально сводятся специалисты по указанным наукам.

2. Самарский государственный педагогический университет готовит учителей по 43 специальностям. Возглавляемая профессором Бусыгиной А.Л., активно работает аспирантура и докторантура по 25 специальностям.  Научный  потенциал  профессорско-преподавательского состава для решения вышесформулированных задач достаточно высок.

3. Самарский государственный педагогический университет большое внимание уделяет работе с учителями школ, лицеев, гимназий, колледжей.

4. Диссертационных советов по теории и методикам обучения и воспитания экологии, биологии, физике, математике (в общеобразовательной и высшей школе) и профессионального образования  в регионе нет.

5. Университет гарантирует обеспечение необходимых условий для работы диссертационного совета и выделение  необходимых средств.

 

Ректор СамГПУ, 

профессор И.В. Вершинин

Hosted by uCoz