
Паспорта
специальностей
13.00.02
Теория и методика обучения и воспитания (по
областям и уровням образования)
Формула
специальности:
Содержанием
специальности 13.00.02 - "Теория и методика
обучения и воспитания (по областям и
уровням образования)" является
разработка теоретико-методологических
основ теории, методики и технологии
предметного образования (обучения,
воспитания, развития) в разных
образовательных областях, на всех уровнях
системы образования в контексте
отечественной и зарубежной
образовательной практики. Области
исследований и разработок отражают
основные структурные компоненты научной
отрасли "Теория и методика предметного
образования", определяют перспективы ее
развития, ориентированы на разрешение
актуальных проблем предметного
образования. Области знания: математика,
физика, химия, литература, биология,
социология, политология, русский язык,
родной язык, русский язык как иностранный,
иностранные языки, информатика,
изобразительное искусство, история,
обществознание, культурология, экология,
география, музыка, гуманитарные и
общественные науки (уровень начального
образования), естественно-математические
науки (уровень начального образования),
менеджмент. Уровни образования: общее
образование, профессиональное образование.
Область
исследования:
1. Методология
предметного образования: - история
становления и развития теории и методики
обучения и воспитания по областям знаний и
уровням образования; - вопросы
взаимодействия теории, методики и практики
обучения и воспитания с отраслями науки,
культуры, производства; - тенденции
развития различных методологических
подходов к построению предметного
образования; - проблемы разработки теории
предметного обучения и воспитания, в том
числе на междисциплинарном уровне; -
возможности и ограничения применения
общенаучных методов познания в
методических системах предметного
обучения; - специфика познания при усвоении
содержания образовательных областей,
дисциплин, предметов, курсов; -
прогнозирование развития методических
систем по различным образовательным
областям, дисциплинам, предметам, курсам.
Анализ инновационной и опытно-экспериментальной
деятельности учителей-предметников как
источник развития методологии, теории и
методики обучения и воспитания по областям
знаний и уровням образования; - анализ
зарубежного опыта предметного образования
и разработка путей его использования в
отечественном опыте обучения.
2. Цели и ценности предметного образования:
- разработка целей предметного образования
в соответствии с изменениями современной
социокультурной и экономической ситуации в
развитии общества; - развивающие и
воспитательные возможности учебных
дисциплин; - проблемы формирования
положительной мотивации учения,
мировоззрения, научной картины мира,
соотношений научной и религиозной картин
мира у субъектов образовательного процесса;
- профориентационные возможности различных
образовательных областей в
общеобразовательной школе; -
аксиологическое обоснование учебных
предметов в структуре образования в разных
областях и на разных уровнях.
3. Технологии
оценки качества предметного образования:
- проблемы мониторинга оценки качества
обучения по разным предметам; -
теоретические основы создания и
использования новых педагогических
технологий и методических систем обучения,
обеспечивающих развитие учащихся на разных
ступенях образования; - теоретическое
обобщение передового опыта предметного
обучения и воспитания; - сравнительные
исследования теории и методики предметного
образования в различных педагогических
системах; - оценка профессиональной
компетентности учителя-предметника; -
различные подходы к разработке
постдипломного образования учителя-предметника;
- разработка содержания предметного
образования; - теория и практика разработки
государственных образовательных
стандартов различных уровней и областей
предметного образования; - разработка
методических концепций содержания и
процесса освоения образовательных
областей; - взаимосвязь, преемственность и
интеграция учебных предметов в структуре
общего и профессионального образования; -
проблемы моделирования структур и отбора
содержания учебных курсов; - теория,
методика и практика разработки учебных
программ разных типов и уровней; -
разработка учебных программ по предметам
для образовательных учреждений разного
вида; - анализ эффективности реализации
учебных программ различного уровня и
содержания; - технология создания учебных
программ в системе основного и
дополнительного образования; -
методическая эволюция учебных программ; -
методы, средства, формы и технологии
предметного обучения, воспитания и
самообразования; - история становления,
анализ эффективности, классификация,
оптимизация, разработка, практическое
внедрение методов и технологий предметного
обучения, воспитания и самообразования; -
проблемы разработки новых методических
систем обучения и воспитания в
соответствии со стратегическими
направлениями обновления отечественного
образования; - теория и методика
использования технических средств
обучения в различных областях знания; -
проблемы теории и практики создания учебно-методических
комплексов; - разработка методических
требований к новому поколению учебной
литературы по предмету; - проектирование
предметной среды образовательных
учреждений разного типа; - теория и методика
разработки виртуальных систем предметного
образования; - теория, методология и
практика создания и использования
компьютерных, обучающих, тестирующих,
диагностирующих систем и методик, в том
числе электронных средств
образовательного назначения; - разработка
средств и систем автоматизации процессов
обработки результатов учебного
исследовательского эксперимента; -
теоретико-методологические основы
разработки и применения научно-методического
обеспечения жизнедеятельности "виртуальных"
систем педагогического образования; -
проблемы конструирования содержания,
методов и организационных форм предметного
обучения и воспитания в современных
условиях информационного общества и
глобальных коммуникаций; - анализ
положительных и отрицательных последствий
(в образовательном аспекте) использования
новых информационных технологий в
предметном обучении; - разработка средств и
систем автоматизации процессов обработки
результатов учебного исследовательского
эксперимента.
4. Теория и методика внеурочной,
внеклассной, внешкольной учебной и
воспитательной работы по предметам: -
теория и практика руководства
самодеятельным творчеством; - теория и
методика дополнительного образования по
предмету; - методика организации предметных
олимпиад, конкурсов, общественных
инициатив; - разработка вариативных форм
взаимодействия общего и дополнительного
образования по предмету; - подготовка
учителя-предметника к работе в системе
дополнительного образования.
Отрасль
наук: педагогические науки.

13.00.08
Теория и методика профессионального
образования
Формула
специальности:
Содержанием
специальности 13.00.08 – "Теория и методика
профессионального образования" является
область педагогической науки, которая
рассматривает вопросы профессионального
обучения, подготовки, переподготовки и
повышения квалификации во всех видах и
уровнях образовательных учреждений,
предметных и отраслевых областях, включая
вопросы управления и организации учебно-воспитательного
процесса, прогнозирования и определения
структуры подготовки кадров с учетом
потребностей личности и рынка труда,
общества и государства.
Область
исследования:
Области
исследования определены с учетом
дифференциации по отраслям и видам
профессиональной деятельности.
1. Генезис и теоретико-методологические
основы педагогики профессионального
образования.
2. Последипломное образование.
3. Подготовка специалистов в высших учебных
заведениях.
4. Подготовка специалистов в учреждениях
среднего профессионального образования.
5. Подготовка квалифицированных рабочих в
учреждениях начального профессионального
образования.
6. Внутрифирменная подготовка рабочих;
дополнительное профессиональное
образование.
7. Переподготовка и повышение квалификации
работников и специалистов.
8. Непрерывное профессиональное
образование.
9. Подготовка специалистов в системе
многоуровневого образования.
10. Методология и методика профессионаьного
образования.
11. Образовательный менеджмент и маркетинг.
12. Учебно-воспитательный процесс в
учреждениях профессионального образования.
13. Профессиональное обучение безработных и
незанятого населения.
14. Сравнительно-сопоставительный анализ
образования в различных странах мира.
15. Взаимодействие профессионального
образования с рынком труда и социальными
партнерами.
16. Профессиональная ориентация, культура и
проблемы воспитания.
17. Проектирование и оптимизация систем
профессионального образования.
18. Создание инновационных форм
профессионального образования.
19. Гуманизация профессионального
образования.
20. Педагогические проблемы управления,
финансирования и социально-экономического
развития системы профессионального
образования.
21. Диагностика качества в профессиональном
образовании.
22. Регионализация профессионального
образования в условиях единого
образовательного пространства.
23. Проектирование локальных систем
профессионального образования.
24. Понятийный аппарат профессионального
образования.
25. Интеграционный потенциал
профессионального образования.
26. Проблемы изучения и реализации опыта
профессионального образования.
27. Профессиональный консалтинг и
консультационные услуги.
28. Система материального и морального
стимулирования в области
профессионального образования и
профессиональной деятельности.
Отрасль
наук: педагогические науки.
