Подготовка «специалистов широкого профиля» - десмоэкологов, учёных и преподавателей для ноосферной системы образования
Переход
к ноосферной системе образования,
построенной на основе вышеперечисленных
оснований, требует времени и значительных
усилий. Трудности
такого перехода связаны с отсутствием или
незначительным количеством специалистов,
ученых и преподавателей, готовых выйти
за рамки привычных, устоявшихся взглядов на
специальность, свою науку. То есть вопрос об
исполнителях реализации системы
интегрированного обучения в описанном выше
аспекте является принципиальным.
Современная
традиционная подготовка преподавателей
вузов не отвечает требованиям интеграции
обучения – это очевидно. Справедливо
предположить, что полноценное ноосферное
обучение под силу лишь высокообразованным
педагогам – специалистам, глубоко
проникающим в существо интегрированного
материала. Суть высокопрофессионального
педагогического уровня преподавателя
заключается в том, что доступность в
обучении достигается максимально
возможным сжатием и упрощением материала
без снижения их научности и социальной
значимости. Такой
уровень преподавания чрезвычайно сложен и
обычно достигается при «спонтанном»
принципе подготовки преподавателей,
господствующем ныне, обычно через 20-25 лет их
работы над собой. Следовательно, надо
менять существующие стереотипные подходы в
обучении учителей и преподавателей вузов в
педагогических и классических
университетах. Глубокая
контекстная специализация в конкретных
науках, свободное ориентирование в
общекультурных (инвариантных по отношению
к различным специальностям) областях
знания, серьёзная психолого-педагогическая
подготовка, владение методологическим
аппаратом и коммуникативной техникой,
высокий креативный и нравственный
потенциал – вот
минимум качественных критериев,
который видится достаточным для отбора и
подготовки специалистов широкого профиля–преподавателей
и десмоэкологов (от
греч. desm
- связь), в функциональные обязанности
которых входит и
работа по преподаванию.
Логично
выстраивается первоочерёдная
практическая задача общества – подготовка
кадров вышеописанного качества для
преподавания в интегрированной системе.
С целью решения указанных выше задач по подготовке кадров для работы в ноосферной системе образования СамГПУ обратился в ВАК с просьбой открыть диссовет со следующим обоснованием.